Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

краснопевцев дмитрий михайлович

Энциклопедический словарь

Краснопе́вцев Дмитрий Михайлович (р. 1925), российский живописец. В лапидарно-обобщённой манере пишет «метафизические» натюрморты - парадоксальные наборы «утильных», вышедших из употребления вещей, напоминающих одновременно о бренности и вечности бытия («Пять разбитых кувшинов», 1971).

* * *

КРАСНОПЕВЦЕВ Дмитрий Михайлович - КРАСНОПЕ́ВЦЕВ Дмитрий Михайлович (8 июня 1925, Москва - 1994), российский художник, представитель «неофициального искусства».

Ранний период творчества

Учился в Московском областном художественном училище памяти 1905 года (1942), учеба прерывалась службой в армии на Дальнем Востоке. По окончании работал учителем рисования в школе, затем поступил в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова на отделение графики (учился у офортиста М. А. Доброва). Участвовал в выставках.

В раннем творчестве испытал влияние постимпрессионизма (см. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ), однако «Мечты о лете, свете и живописи» (название рисунка молодого художника, 1945) оказались несбыточной мечтой и очень скоро кладбища, темные бутылки и голые сучья стали основными объектами картин Краснопевцева. И хотя внешне жизнь художника складывалась успешно, в творчестве стали преобладать темы одиночества, холода и пустоты: «Фанза зимой», «Дом на пустыре», «Мертвые деревья», «Люди на болоте», «Руины II» - типичные сюжеты офортов 1950-х гг., люди в них лишены лиц.

«Метафизические натюрморты»

Известность Краснопевцеву принесли так называемые «метафизические натюрморты», очень похожие один на другой, - небольшие, обычно монохромные картины с изображением треснувших кувшинов, сухих цветов, раковин и других «останков культуры и натуры», проникнутых символикой и поэтической меланхолией: «Натюрморт на пне» (1965), «Ваза с веточкой в прорезе» (1966), «Ваза на привязи» (1972). Эти и другие подобные работы (особенно «Коллекция чудака», 1970) сближают его с крупнейшими представителями «метафизического искусства» Рене Магритом (см. МАГРИТ Рене), Джорджо Де Кирико (см. ДЕ КИРИКО Джорджо), Карло Карра (см. КАРРА Карло) и особенно с Джорджо Моранди (см. МОРАНДИ Джорджо), который также любил писать бутылки, вазы и т. п.

Краснопевцев был красивым, умным и образованным человеком, его духовные и нравственные достоинства отмечали все его друзья. К их числу принадлежал и знаменитый пианист Святослав Рихтер (см. РИХТЕР Святослав Теофилович), приобретавший его картины и устраивавший выставки художника у себя на квартире (1962, 1975). Георгий Костаки (см. КОСТАКИ Георгий Дионисович) и другие коллекционеры также охотно приобретал работы Краснопевцева. В конце 1950-х - 1960-е гг. он активно участвовал в художественном процессе, позже стал вести замкнутый образ жизни.

Прижизненные персональные выставки Краснопевцева прошли в Центральном доме художника и ГМИИ им. А. С. Пушкина (1992-93), а также в Австрии, ФРГ, Франции, США, Японии. В Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась постоянная экспозиция «Мастерская Дмитрия Краснопевцева», где экспонируются не только картины художника, но и предметы из его кабинета-мастерской, в том числе старинные чернильницы, коллекционированием которых он увлекался.

Большой энциклопедический словарь

КРАСНОПЕВЦЕВ Дмитрий Михайлович (1925-94) - российский художник, представитель "неофициального искусства". Создатель своего, особого типа "метафизического натюрморта": небольших, обычно монохромных картин с изображением треснувших кувшинов, сухих цветов, раковин и др. "останков культуры и натуры", проникнутых поэтической меланхолией.

Полезные сервисы